Задача смазки турбины - смазка вала, вращающегося внутри втулки подшипника скольжения, была решена много лет назад. Никаких принципиально новых знаний не потребовалось с появлением турбонагнетателя, даже с учётом того, что при этом появилась пара нюансов, а конкретно - огромная температура в турбине и тепловой удар по маслу при передаче этого тепла в корпус подшипника. Высокая температура ухудшает свойства масла и быстро делает его непригодным для использования. Методы решения этих проблем с давних времён были известны и понятны, но осуществлены были лишь недавно. Предположительно, причины такой задержки - экономические и маркетинговые. Экономическая причина этого кроется в нежелании производителей увеличить цену на величину, необходимую для установки жидкостного охлаждения корпуса подшипника. Маркетинговые причины связаны с нежеланием отделов продаж сообщать потребителю, что он должен менять моторное масло с большей частотой. При том, что большинство потребителей не стало бы неправильно обслуживать дорогостоящую технику. Налицо очередной грустный пример того, как приоритетный упор на рост продаж и требования бухгалтерского учета тормозят нормальное техническое развитие. Хотелось бы закончить рассказ на мажорной ноте, поскольку фактически все серийные автомобили с турбонагнетателем сегодня имеет подшипники с водяным охлаждением и рекомендацию частой замены масла. Но если бы таким состояние дел было в начале серийного производства турбин, в нашем языке отсутствовала бы фраза "коксующиеся подшипники турбонагнетателя". К сожалению, историю не изменить...
Каковы причины коксования подшипников?
В нашем случае кокс - это ничто иное, как обугленные остатки масла, накапливающиеся в корпусе подшипника турбонагнетателя до такой степени, что поток масла к подшипнику, в конечном счете, оказывается перекрытым. Серьезным образом сократившийся поток масла убьет турбонагнетатель в кратчайшие сроки. Существуют четыре причины коксования масла:
- Масло с недостаточной высокотемпературной стабильностью
- Масло с расширенным загустителями диапазоном вязкости
- Увеличенные интервалы замены масла
- Чрезмерное тепловыделение в корпусе подшипника
Как найти компромисс в этих вопросах и обеспечить подачи чистого, охлажденного масла - предмет обсуждения этой главы.